МБДОУ ДС №4 «Звёздочка» с. Мессажай Туапсинский район
|
Положение о наставничестве
Приложениек приказу № 95 от 29.10.2018 г. Положение о наставничестве в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 4 «Звёздочка» с. Мессажай муниципального образования Туапсинский район, реализующей программу дошкольного образования 1. Общие положения 1. 1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Правовой основой института наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства просвещения Российской Федерации; Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки педагогов и специалистов образовательных организаций. 1.2. Настоящее положение регулирует порядок организации педагогического наставничества в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду №4 «Звёздочка» с.Мессажай муниципального образования Туапсинский район (далее – ДОУ). 1.3. Наставничество – социальный институт, осуществляющий передачу и ускорение профессионального опыта, форма преемственности поколений. Наставничество в ДОУ является наиболее эффективной формой профессиональной адаптации, способствующей повышению престижа педагогической профессии и закреплению педагогических кадров. Наставник – опытный педагог (воспитатель, специалист и др.), обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания и воспитания, готовый к передачи знаний, умений, навыков и личного опыта, имеющий опыт эффективного взаимодействия с воспитанниками, родителями (законными представителями), коллегами. Молодой специалист – начинающий педагог (воспитатель, специалист, педагог и др.), имеющий опыт работы в должности менее 5 лет, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих педагогических навыков и умений. Наставничество предполагает повышение профессиональной педагогической компетентности молодого специалиста под непосредственным руководством наставника по согласованному индивидуальному плану профессионального становления (сопровождения) в течение 1-3 лет. 1.4. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых компетенций для осуществления педагогической деятельности. 1.5. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. 1.6. участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения. 2. Цель, виды, задачи наставничества. 1.1. Цели наставничества: - оказание всесторонней помощи и поддержки молодому специалисту с целью его скорейшего вхождения в профессию и эффективного выполнения им своих должностных обязанностей; - формирования положительного отношения у молодого специалиста к педагогическому труду; - содействие в профессиональном росте с учетом индивидуальных наклонностей молодого специалиста и закрепления его в ДОУ; - создание условий для повышения внутренней и внешней мотивации молодого специалиста к дальнейшей педагогической деятельности, для формирования и развития его профессиональной и педагогической компетентности. 2.2. Виды наставничества: Наставник -консультант - активный, опытный педагог, профессионально успешный (победитель конкурсов профессионального мастерства и др.), занимающийся общественной работой, имеющий авторитет в ДОУ. Наставник-консультант сопровождает профессиональную самореализацию молодого педагога. Наставник-профессионал - опытный педагог, имеющий передовой педагогический опыт в одном направлении, способный осуществить методическое сопровождение педагога в этом направлении. Функции наставника-профессионала и наставника-консультанта могут выполняться одним или несколькими педагогами ДОУ. 2.2.1. Задачи наставника консультанта: - согласовать с молодым специалистом индивидуальный план его профессионального становления; - создавать условия для профессионального роста молодого специалиста, его созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе; - объяснять систему поощрения как внешнюю (материальную), так и внутреннюю (оценка результатов труда, признание со стороны воспитанников, родителей (законных представителей), коллег; - содействовать укреплению и повышению престижа), важности и нужности педагогической деятельности в глазах молодых специалистов; - содействовать в адаптации молодого специалиста к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в ДОУ, сознательному и творческому отношению к выполнению обязанностей педагога. - обеспечивать возможность для создания ситуации успеха. 2.2.2. Задачи наставника- профессионала: - согласовать с педагогом индивидуальный план его профессионального сопровождения; - сопровождать подготовку педагога к занятиям; - информировать о системе оценки качества; - осуществлять комплексное методическое сопровождение формирования и совершенствования блоков профессиональных компетенций педагога в определенном направлении: методического, психолого-педагогического, коммуникативного (включая ИКТ). 2.2.3. Функции наставника: 2.2.3.1. Социально-психологическая: - создание благоприятной атмосферы, оказание помощи молодому специалисту в выстраивании отношений с коллективом, воспитанниками и их родителями (законными представителями). - ознакомление с корпоративными традициями, приобщение к общественной жизни, вовлечение в мероприятия ДОУ; - оказание помощи молодым специалистам в осмыслении и преодолении трудностей в работе, формировании позитивного отношения к своей деятельности и укрепление стремления к лучшим результатам; - оптимизация процесса адаптации молодого специалиста, с опорой на знание его профессиональных, деловых, нравственных качеств, особенностей его личности; - раскрытие творческого потенциала молодого специалиста, привлечение его к экспериментальной, инновационной деятельности в ДОУ. 2.2.3.2. Учебно-дидактическая: - оказание помощи молодому специалисту в овладении профессией; - содействие формированию у молодого специалиста умений и навыков педагогического труда; - закрепление интереса к воспитанникам как к главному объекту педагогической деятельности; - осуществление руководства приобретением практических навыков молодым специалистом при: - формировании молодым специалистом собственной системы работы с воспитанниками; - использовании им новых педагогических технологий, разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы; - формировании организаторских, управленческих умений у молодого специалиста; - осуществлении индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями (законными представителями); - содействии в создании для молодого специалиста необходимых условий труда для развития его творческих способностей и профессионального роста. 2. Организационные основы наставничества 2.1. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен по рекомендации педагогического совета, приказом заведующей ДОУ с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее 1 (одного) года. 2.2. Временные рамки наставничества: - для молодых специалистов – через один месяц после начала работы; - для студентов-стажеров – через 1 месяц после начала работы; - для работающих студентов – через 1 месяц после начала работы на период до окончания вуза; - для педагогов, имеющих перерыв в профессиональной деятельности, вновь приступивших к работе в ДОО после продолжительного декретного отпуска, длительно не работающие в ДОУ – через 1 месяц после начала работы. 3.3. Наставник утверждается на заседании педагогического совета ДОУ по следующим критериям: - высокий уровень профессиональной подготовки; - развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; - положительный опыт в воспитательной и методической работы; - стабильные результаты в работе; - способность делиться профессиональным опытом; - стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. 3.4. В качестве коллективного наставника может выступать часть педагогического коллектива, воспитатели, имеющие стаж работы в ДОУ не менее 5 лет и стремление оказывать помощь и поддержку молодым специалистам. 3.5. Наставник может сопровождать одновременно не более двух молодых специалистов. 3.6. Назначение и замена (завершение полномочий0 наставника производится приказом заведующего ДОУ в случаях: - на основании личного заявления молодого специалиста или наставника; - длительного отсутствия наставника по причине болезни, ухода за ребенком, ухода за нетрудоспособным членом семьи, длительного отпуска сроком до одного года, командировки , обучения и иным причинам; - увольнение наставника или молодого специалиста; - перевода на другую работу наставника или молодого специалиста; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.7. В соответствии с Положением об оплате труда работников ДОУ, коллективным договором ДОУ (ст.191 Трудового кодекса Российской Федерации) наставнику устанавливается стимулирующая надбавка (поощрение) за эффективность и качество выполнения работы. 3. Обязанности наставника 3.1. Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста, воспитателя по занимаемой должности. 3.2. Находиться в постоянном взаимодействии со всеми сотрудниками ДОУ, осуществляющими работу с категорией начинающих педагогов (психологические службы, консультативный центр, школа молодого воспитателя, педагогический совет). 3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, воспитателя, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия. 3.4. Предоставлять отчет о работе наставника (не реже 2-х раз в год). 3.5. Наставник-профессионал обязан: - разработать совместно с молодым специалистом индивидуальный план его профессионального становления; саморазвитие у молодого специалиста профессиональных компетенций; - осуществлять включение молодого специалиста в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере; - объяснять систему поощрения как внешнюю (материальную), так и внутреннюю (оценка результатов труда, признание со стороны воспитанников, родителей (законных представителей), коллег; - создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности; - содействовать укреплению и повышению уровня престижности педагогической деятельности, организуя участие в мероприятиях для начинающих педагогов различных уровней (слеты, конференции, форумы и др.); - рекомендовать участие в профессиональных конкурсах. 4. Права наставника 4.1. Привлекать с согласия педагогов и других работников ДОУ для оказания помощи молодому специалисту. 4.2. Запрашивать рабочие отчеты у молодого специалиста, воспитателя, как в устной, так и в письменной форме. 5. Обязанности молодого специалиста. 5.1. Изучать закон Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность. 5.2. Выполнять план профессионального становления в установленные сроки. 5.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности. 5.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 5.5. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень. 5.6. Своевременно отчитываться о выполнении индивидуального плана педагогического становления (сопровождения). 7. Права молодого специалиста. 7.1. Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 7.2. Защищать профессиональную честь и достоинство. 7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 7.4. Изучать деятельность иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 7.5. Систематически повышать свой профессиональный уровень.
8. Руководство работой наставника. 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заведующего ДОУ. 8.2. Заведующий ДОУ обязан: - представить назначенного молодого специалиста педагогам ДОУ, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника; - посещать непосредственно образовательную и совместную деятельность с детьми, проводимые наставником и молодым специалистом; - организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; - изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества в ДОУ; - вносить предложения о применении мер поощрения наставников. 8.3. Заведующий обязан: - обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; - осуществлять систематический контроль работы наставника; - заслушивать отчеты молодого специалиста и наставника; и предоставлять их на утверждение педагогического совета. 9. Документы, регламентирующие наставничество. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; - планы работы и протоколы заседаний педагогического совета ДОУ; - индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста (для наставника-консультанта); - индивидуальный план профессионального сопровождения молодого специалиста (для наставника-профессионала). С положением о наставничестве ознакомлены: ______________ Асадурян И.М. ______________Абрамянц Э.Г. 19 ноября 2018 в 11:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.